Как правильно падать на сцене, драться, смеяться и плакать, чтобы зритель поверил тебе, − всему этому учат на театральном отделении Елабужского колледжа культуры и искусств
Вся жизнь – игра, и все мы в ней – актеры.
В рамках проекта «Журналист меняет профессию» я попробовала себя в роли актрисы. Собственно, все мы по жизни – актеры, но театр – особый вид искусства, в котором на самом деле задействовано очень много людей: от сценариста до гримера и костюмера. Казалось бы, не так уж и сложно надеть костюм, парик, нанести грим и выйти на сцену. Так думала и я, когда накануне Всемирного дня театра (праздника всех театралов) пришла в учебный театр «Кама». «Сначала нужно пройти тренинг», – сказала мне председатель предметно-цикловой комиссии «Театральное искусство» Эльмира Хисамутдинова.
– Это обязательное условие, тренинг – основа театрального искусства. Нужно представить себя в предлагаемых обстоятельствах, проявить всю свою фантазию. Как правило, только что пришедшие студенты во время такого тренинга начинают улыбаться. Я сразу говорю: «Снимите эту дурацкую улыбку». Если вы улыбаетесь, значит, не верите в то, что делаете. А если не верите вы, зритель и подавно вам не поверит, – говорит педагог.
Уметь перевоплощаться – особое искусство
На тренинге мне предстояло перевоплотиться так, чтобы зритель поверил. В качестве зрителей были студенты второго курса театрального отделения, выпускник колледжа, а ныне молодой педагог Ильназ Шакирзянов и, конечно же, Эльмира Ильдусовна.
– На сцене просто так ходить нельзя, всегда есть какая-то задача, – дал мне напутствие Ильназ Зуфарович.
Тренинг заключался в хаотичном хождении на воображаемой сцене, заполняя собой пустоту. С непривычки на моем лице появилась та самая дурацкая улыбка, о которой говорила Эльмира Ильдусовна. Пришлось срочно принимать серьезный вид. «Не сталкиваемся, не мешаем друг другу, не торопимся», – слышала я во время ходьбы слова своих наставников. А Ильназ Зуфарович давал различные задания: остановиться по хлопку, либо снова начать двигаться. Честно сказать, это было нелегко, так как нужно было чувствовать друг друга, подхватить это настроение, ведь театр – это искусство коллективное.
Следующее испытание – позы возле стула. Каждый из участников тренинга показывал какую-то позу, а следующий за ним должен был повторить позу предыдущего и придумать свою. Я была пятой по счету, поэтому нужно было быть предельно внимательной, чтобы все запомнить. Но я справилась с этим заданием.
Далее мы расселись на стулья по кругу, и наш наставник дал нам еще одно испытание. Главным здесь было, конечно же, воображение.
– Вот один из тех случаев, когда я разрешаю студентам брать в руки телефон. Но сейчас мы будем представлять, что это вовсе не телефон, а какой-то воображаемый предмет, – пояснил Ильназ Зуфарович.
Градусник, грелка, будильник, горчичник, зеркало, пульт, лопатка, зонт – предлагали участники тренинга. Вариантов на самом деле множество. Но при этом все эти предметы нужно было показать без слов, чтобы остальные угадали, что это. Вроде все просто, но на пятом круге мое воображение иссякло.
Следующий этап – этюды. Они бывают одиночные, парные и коллективные. Мне поставили задачу: я собираюсь на свидание, вдруг звонит телефон – и мои планы резко меняются. Моя реакция на это. Все нужно было показывать мимикой и жестами, работать с воображаемыми предметами. Признаюсь, это задание оказалось для меня самым сложным. После первой же попытки Эльмира Ильдусовна заявила, как Константин Станиславский (русский театральный режиссер, актер и педагог): «Не верю!». Если честно, я и сама не верила в то, что делала, хотя в свое время тоже окончила колледж (тогда он назывался Елабужское училище культуры) – правда, отделение социально-культурной деятельности, но основы режиссуры и актерского мастерства мы тоже изучали.
– Один из главных принципов системы Станиславского – жизненная правда. На сцене происходит то же самое, что и в жизни, поэтому актер должен быть максимально убедительным. Сцена – это маленькая жизнь, где мы перевоплощаемся. Все должно быть естественно. Для этого необходимо много читать, быть образованным, иметь широкое мировоззрение. Кроме того, нужно знать и психологию – без нее не получится создать характерный образ. Так что одного желания стать актером недостаточно. Нужно болеть этой профессией, жить ею, – говорит Эльмира Хисамутдинова.
Отпустив студентов, Ильназ Зуфарович показал мне элементы сценического боя, технологию театральных приемов – как падает актер на сцене, как дает пощечину и многое другое.
− Как вы попали на театральное отделение? − спросила я его.
– Чтобы я не шатался по улицам, мама отдала меня в театральный кружок. Сам я родом из Набережных Челнов, после 9-го класса поступил в колледж культуры и искусств. Свою первую роль я сыграл в спектакле под руководством Эльмиры Ильдусовны – если переводить дословно с татарского языка, то он назывался «Горячая лапша». Играл студента-ботаника, – рассказывает Ильназ Шакирзянов.
После тренинга мы попали в святая святых будущих актеров – костюмерную. Я попросила костюмера Римму Петровну Балобанову переодеть меня в какой-нибудь образ. Я выбрала женский вельможный костюм 19-го века. Фото и видеоролик моего перевоплощения в кисейную барышню можно посмотреть в нашей группе «ВКонтакте» «Новости Елабуги» и на сайте elabuga-rt.ru.
Работа над спектаклем требует времени
Театральное отделение Елабужского колледжа культуры и искусств включает в себя три специальности – это социально-культурная деятельность, актерское искусство и режиссура любительских театральных коллективов. Сегодня на очном отделении обучаются 138 студентов и около 200 – на заочном. Самый опытный педагог, который стоял у истоков театрального отделения, – Наиля Бижяновна Низамова. В этом году ей исполнилось 80 лет.
Как рассказала Эльмира Хисамутдинова, в профессиональных театрах на создание одного целостного спектакля уходит год. Работа над постановкой в колледже занимает полгода, однако если произведение сложное, то этот процесс также может растянуться на год. Произведения в основном выбираются по желанию. Но главный аргумент – это состав.
– На театральном отделении, например, не так много студентов-парней, поэтому в первую очередь мы смотрим, какие действующие лица задействованы в пьесе. Бывает, что играют и сами педагоги-мужчины. Стараемся учитывать актуальность, проблематику, злободневность. Было время, когда предпочтения отдавались драматическим произведениям. В какие-то годы популярной была трагедия. А сейчас общество нуждается в легких произведениях. Стараемся делать акцент на комедийных постановках, – говорит Эльмира Хисамутдинова.
Еще не все потеряно!
Такую оценку после моего перевоплощения дала мне Эльмира Ильдусовна.
– Когда к нам приходят первокурсники, они выглядят так же, как вы. Теряются, сомневаются, не знают, а нужно ли им это. Как это тяжело, оказывается, – надо много думать, анализировать. Я бы вам поставила четыре, может быть, с небольшим минусом. Плюсом является то, что вы сами учились в колледже культуры. Есть навыки, вы не боитесь сцены, быть на публике. У студентов порой на сцене появляются зажимы, они боятся этого пространства. И пока их снимешь, пройдет немало времени. А так вы – молодец, старались не отставать от наших студентов. Перспектива есть, какая-то изюминка, можете еще что-то придумывать. Еще не все потеряно в театральной деятельности, – подвела итог Эльмира Хисамутдинова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев