История создания церковного хора в Спасском Соборе
В каждом храме должен быть свой штатный церковный хор.
Начну с ЛИРического отступления. Как известно, во все времена священнослужители уделяли особое внимание созданию атмосферы внутри храма. Ведь человек, неважно постоянный это прихожанин или просто прохожий, который и заглянул-то в храм из любопытства, должен был ощутить себя в совершенно ином мире. В том мире, который был бы далек от суеты и рутинных будней.
И едва ли не главный вклад для погружения в такую атмосферу привносит именно церковный хор. Он располагается где-то сбоку и самих поющих, как правило, из основной части храма практически и не видно. Вот и создается впечатление, что музыка звучит прямо с небес.
В Спасском Соборе Елабуги хор был всегда. Это просто золотое правило, не меньше. В каждом храме должен быть свой штатный церковный хор, подчеркивают священнослужители. Но вот в создании нынешнего постоянного состава чтецов и певчих, можно сказать, главную роль, сыграл благочинный Елабужского района иеромонах Кирилл (Забавнов).
‒ Состав хора в Спасском Соборе не просто обновился. Он был создан практически с нуля. Если нет церковного хора, то православная служба просто-напросто не может осуществляться. Для сравнения, в хоре католического храма есть еще орган. Спасский Собор — образец для всех храмов. Службы здесь каждый день. Это кафедральный собор и здесь находится благочиние. Я горжусь многоголосием нашего хора, профессиональным исполнением и желанием постигать новое. Ведь, замечу, какие-то произведения церковный хор начал петь впервые, − рассказывает иеромонах Кирилл (Забавнов).
Что касается того самого «впервые». Речь, в частности, идет о том, как петь для вечерней службы. Как выяснилось, до прихода иеромонаха Кирилла (Забавнова) в Елабужское благочиние, у певчих клироса (церковный хор. − Прим. автора) не было соответствующих знаний. Новый настоятель дал музыкантам ноты и сам начал обучать. Отец Кирилл сам поет и знает все особенности пения именно на вечерней службе. Об этом рассказала одна из певчих клироса, которая стояла у истоков церковного хора, − Татьяна Пензина. К слову, в миру она сотрудник банка, за плечами которой годы учебы в музыкальной школе, не более. Но у Татьяны прекрасный голос и огромное желание учиться всему новому.
‒ Чем сложна служба церковного хора? Тем, что здесь поется не по нотам, а на так называемый глас. В хоре, к сведению, аж 32 напева! Все их надо знать! И мы прилежно учим. Так вот, чтобы было понимание, до прихода отца Кирилла, из этих 32-х на тот момент мы знали только 8. Можете себе представить объем, который нам предстояло осилить, − делится Татьяна Пензина.
К слову, есть служба вечерняя, есть утренняя (литургия. — Прим. автора). Как подчеркивают хористы, вечерняя служба намного сложнее литургии, поскольку она больше изменяемая. Вот ее-то в основном и приходится учить.
Отец Кирилл, скажем так, вдохнул «вторую жизнь» в клирос. А начиналось развитие церковного хора при Спасском Соборе еще в 2017 году, когда его регентом (руководитель церковного хора. − Прим. автора) стала талантливейшая Наталья Кучерявенко, высочайший профессионал своего дела, личность известная не только в Елабуге. Напомним, Наталья Кучерявенко в свое время возглавляла Детскую музыкальную школу № 1 имени Энвера Бакирова, она является бессменным руководителем народного вокального ансамбля «Элегия». Собственно, классический и духовный репертуар ее родной «Элегии» постепенно привел Наталью Михайловну сначала в религию, а затем и в Спасский Собор. Как регент она подбирает певчих, формирует оптимальный подбор голосов, обучает их, управляет исполнением песнопений на богослужении. Но опытный музыкант не скрывает, что изначально ей пришлось столкнуться с трудностями (одного только профессионального багажа знаний и многолетнего опыта работы было недостаточно для работы именно в церковном хоре. Это и особенности песнопения, и церковнославянский язык). Да и в коллективе было определенное непонимание и даже неприятие. Но искренняя вера во Всевышнего, огромное желание петь в Спасском Соборе не дали сломиться. Да и отец Кирилл возложил на Наталью Кучерявенко определенные надежды.
‒ Состав в хоре, к сожалению, меняется. Все началось с того, что на клиросе в Спасском Соборе пели просто певчие. Те, у которых не было специального музыкального образования. Я пришла в 2017 году и постепенно мы сделали празднично-концертный хор. А с приездом отца Кирилла три года назад перед нами была поставлена серьезная задача: сделать хороший хор и набрать таких музыкантов, которые могли бы петь под хорошую музыку русских композиторов. Конечно, заниматься хором сейчас − одно удовольствие. Все хотят учиться. Никого не надо заставлять. И от этого радостно на душе. Мы много времени тратим на подготовку к праздничным службам, они очень сложные. Сидим и учим не только на репетициях, но и дома. Это очень большая работа. Не скрою, в составе хора музыканты, у которых не было большого опыта или вообще опыта пения в хоре. А это очень кропотливая работа над качеством звука, произношением, слаженностью голосов. Все эти тонкости надо знать, поскольку поем произведения сильных композиторов — хоровиков, таких как Павел Чесноков, Дмитрий Бортнянский, митрополит Илларион (Алфеев), Петр Турчанинов, Александр Архангельский, Алексей Львов, Александр Кастальский, − говорит Наталья Кучерявенко.
Состав церковного хора в Спасском соборе смешанный. Полтора года назад здесь появился баритон Сергей Гулевич и, как говорят, коллеги по цеху, «сразу украсил состав хора». Мужчина — профессиональный музыкант. Он приехал в Елабугу из Комсомольска-на-Амуре, где 10 лет пел в храме Илии пророка.
‒ В Спасском соборе меня приняли тепло. Я довольно быстро влился в коллектив. Репертуар церковных хоров по большей части схож. Что касается пения в храме, то меня привлекает аура. Она здесь особая. Да и манера исполнения отличается от манеры исполнения в академическом хоре, например. Другой настрой, другой характер, другое состояние души. Это совершенно иные чувства, так как мы поем не со сцены для зрителя в зале.
Мы поем для тех, кто пришел в Божий Дом. А это совсем другой слушатель, − с воодушевлением рассказывает Сергей Гулевич.
‒ Хоровое пение дает такие краски, какие ты не услышишь от одного исполнителя. Хоровое пение в церкви — это исключительно живые голоса. А голос − это самое чистое, что может быть в музыке. Он дается природой, и у каждого он исключительный. Он особенный, как душа. И вот представьте. Хор, где сливается несколько душ, происходит что-то очень сильное для восприятия. Настолько сильное, что сродни только силе молитвы. И это прекрасно, − говорит регент клироса Наталья Кучерявенко.
Главный критерий для отбора в клирос — это знание нотной грамоты, умение петь и держать многоголосие. Впрочем, в храме говорят, что тому, кто изъявит желание попасть на клирос, главное − не надо боятся. Если голос красивый, то профессионалы поработают с потенциальным певчим, даже если у него не будет специальной подготовки. К примеру, одна из таких певчих — старательная и трудолюбивая Ника, у которой нет музыкального образования, но у нее от природы красивый голос. Батюшка благословляет на пение. А задача музыкантов − дать людям возможность прочувствовать и понять смысл молитв. «Кто поет Богу, тот молится дважды», — слова блаженного Августина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
В редакцию газеты "Новая Кама" срочно требуется главный бухгалтер и помощник бухгалтера. Присылайте резюме на new-kama@bk.ru Вопросы можно задать по тел. 8(85557)3-81-11
Нет комментариев