На днях фонды Елабужского государственного музея-заповедника и экспозиция Литературного музея М.И.Цветаевой пополнились уникальными изданиями, в которых стихи Марины Цветаевой были опубликованы ещё при жизни поэта.
В их числе «Антология» книгоиздательства «Мусагет», изданная в 1911 году на бумаге «верже» тиражом в 1000 экземпляров. Кроме стихов известных мэтров, Блока, Белого, Волошина и многих других, «Антология» содержит одно из первых выступлений в печати 19-летней Марины Цветаевой. К ранним публикациям Цветаевой относится и небольшая подборка её стихов, опубликованная в литературно-политическом ежемесячнике «Северные записки» за июль-август 1916 года.
В 1922 году в берлинском издательстве «Аргонавты» вышла книга Ильи Эренбурга «Портреты русских поэтов». Завершая в ней свой небольшой, но очень яркий и глубокий литературный портрет Цветаевой, он пишет: «…есть в стихах Цветаевой, кроме вызова, кроме удали, непобедимая нежность и любовь. Не к человеку, не к Богу идут они, а к чёрной, душной от весенних паров земле, к темной России. Мать не выбирают и от неё не отказываются, как от неудобной квартиры. Марина Цветаева знает это, и даже на дыбе не предаст своей родной земли.
Обыкновенно Россию мы мыслим либо в схиме, либо с ножом в голенище. Православие или «ни в Бога, ни в черта». Цветаева - язычница светлая и сладостная. Но она не эллинка, а самая подлинная русская, лобызающая не камни Эпира, но смуглую грудь Москвы. Даром её крестили, даром учили. Жаркая плоть дышит под византийской ризой. Постами и поклонами не вытравили из древнего нутра неуёмного смеха. Русь-двоеверка, беглая расстрига, с купальными игрищами, заговорила в этой барышне, которая все ещё умиляется перед хорошими манерами бальзамированного жантильома.
Впрочем, все это забудется, и кровавая схватка веков, и ярость сдиравших погоны, и благоговение на эти золотые лоскуты молившихся. Прекрасные стихи Марины Цветаевой останутся, как останутся жадность к жизни, воля к распаду, борьба одного против всех и любовь, возвеличенная близостью подходящей к воротам смерти».
Ещё одной книгой стал сборник рассказов Л.Зиновьевой-Аннибал «Трагический зверинец», вышедший в свет в петербургском издательстве «Оры» в 1907 году. Одна из ярчайших представительниц Серебряного века, жена знаменитого поэта Вячеслава Иванова, Зиновьева-Аннибал оказала определённое литературное влияние на молодую Марину Цветаеву.
Все издания были преподнесены в дар Елабужскому государственному музею-заповеднику одним из участников VIII Международных Цветаевских чтений, прошедших в Елабуге в сентябре прошлого года.
Нет комментариев