Новая Кама

Елабужский район

18+
2024 - год Семьи
Новости

Фарид Мухаметшин: Национальные проекты помогут обновить страну

Новые российские национальные проекты ставят перед властью и обществом достаточно амбициозные задачи, в том числе в гуманитарной сфере. Насколько наши культура, наука, образование готовы к решению этих задач? Что нужно сделать, чтобы всё запланированное можно было реализовать? Наш разговор об этом – с Председателем Государственного Совета Татарстана, доктором политических наук Фаридом Мухаметшиным.

— Фарид Хайруллович, насколько, на ваш взгляд, наша республика сегодня готова к тому, чтобы реализовывать новые проекты?

— Национальные проекты, которые были озвучены Президентом нашей страны Владимиром Путиным в майских указах, — это грандиозные задачи. Конечная их цель — повышение уровня жизни людей во всех субъектах Российской Федерации. Предусмотрены беспрецедентные средства для достижения поставленных целей. Здесь всё распланировано до мелочей, до уровня микрорайонов, где в рамках нацпроектов строятся больницы, школы, детские сады, создаётся комфортная городская среда. Мы восприняли эти задачи с воодушевлением. В республике уже реализовывали последние пять-шесть лет несколько собственных приоритетных социальных проектов — строительство фельдшерско-акушерских пунктов, сельских домов культуры, дорог, благоустройство городской среды, парков и скверов, водоёмов… Теперь же Татарстан активно включился в работу по реализации двенадцати национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Президент республики Рустам Минниханов своим распоряжением определил конкретных людей, отвечающих за каждое направление, а я как секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» с участием депутатов нашей фракции в Госсовете создал рабочую группу для контроля за реализацией проектов. Её возглавляет мой заместитель Татьяна Ларионова. Работа по национальным проектам требует больших усилий, она рассчитана на несколько лет, и я думаю, в итоге мы значительно обновим страну. Обновим материальную базу жизненного пространства наших людей. Дороги, дворы, бассейны, спортивные залы, дома культуры, в том числе сельские… В здравоохранении очень серьезные деньги ожидаются. И всё это востребовано людьми. Когда мы выезжаем в разные районы и города республики на дни «Единой России», то видим, что люди ждут воплощения этих проектов в жизнь. В каждой такой поездке я обязательно встречаюсь с местными жителями, вместе обсуждаем насущные проблемы, какие изменения больше всего нужны на той или иной территории. Проекты реализуются с учётом мнения людей. Деньги на все эти цели выделяются очень большие. В Татарстане на 2019 год общий объём финансирования по национальным проектам составит 21,3 миллиарда рублей. И на начало июня уже профинансировано 4,6 миллиарда, двадцать два процента от общего объёма защищенных средств. А всего в первые три года на реализацию национальных проектов на территории республики будет направлено 44,6 миллиарда рублей из бюджета, в том числе 34 миллиарда — за счёт средств федерального бюджета.

— Это, конечно, особенно радует, когда речь идёт о проектах в гуманитарной сфере. Ведь, скажем, в той же культуре всегда были проблемы с финансированием. Кстати, как бы вы оценили на сегодняшний день состояние нашей культуры?

— Очень трудный вопрос вы задаёте. У всех ответ на него разный. Люди старшего поколения, с которыми я часто встречаюсь, говорят, что культура сегодня в какой-то части деградирует. Другие говорят, что расширяется понимание культуры. Это же очень ёмкое понятие. Например, можно по-разному относиться к Интернету, социальным сетям. С одной стороны, у современного человека выпадает такой важный культурный элемент, как живое общение. С другой – это очень мощный инструмент для коммуникаций, объединяющий людей. В целом, общее понимание культуры частично размывается. Здесь важно, чтобы этим вопросам больше внимания уделяли школы, вузы, чтобы культура современной жизни дополнялась сохранением традиций и обычаев. Наши лучшие культурные ценности надо сохранять и передавать из поколения в поколение. Мы нуждаемся не просто в культурном – в духовном человеке. Я всегда исхожу из того, что воспитанный, духовный, культурный, образованный человек никогда не совершит преступления, не нарушит закон. Это идёт в человеке от высокой внутренней культуры и ответственности. Такое понимание надо воспитывать и в семье. Это должны личным примером показывать те, кто работает с людьми, — преподаватели вузов, руководители больших коллективов. Это главная задача любого общества. Бескультурное общество может оказаться неуправляемым, что может привести к тяжёлым последствиям. Конечно, моя душа болит за татарскую культуру, наш национальный театр, традиции, литературный язык, за сохранение наследия — от устного творчества до памятников архитектуры. Мы должны создать все условия для реализации творческого потенциала нашего народа, сохранить богатейшую культуру республики, сделать её доступной в любом уголке Татарстана.  

— Как вы уже упомянули, культура невозможна без образования. В республике гордятся успехами нашего образования – школьники хорошо сдают ЕГЭ, прекрасно выступают на всероссийских и международных олимпиадах, вузы борются за самые высокие рейтинги. А что бы вам хотелось поправить или изменить в нашей системе образования?

— У нас создана действенная система непрерывного образования, которая включает детсады, школы, колледжи, вузы… Но мне кажется, что новации, которые в этой системе, несомненно, есть, немножко выхолащивают воспитательную часть. Ведь образование – это не только получение знаний. Важно, чтобы в процессе учёбы молодые люди могли получить еще и воспитание. Но в силу перегруженности сегодняшних педагогов, отчётности, которую они вынуждены вести и заниматься этим значительную часть времени, эта функция как-то теряется. Я очень настороженно отношусь к таким новациям, как ЕГЭ. Уже где-то говорил: да, наверное, ЕГЭ – это веяние времени, но это в какой-то мере и недоверие его величеству Учителю. Он много лет вкладывал в учеников силы, энергию, знания, а экзаменовать их будут по какой-то механистической схеме оценки знаний… А ведь всегда в нашем обществе, во всяком случае, у моего поколения, учитель был примером, у него был ореол недосягаемости. Я таковым запомнил своего первого классного руководителя Петра Ивановича Бурашникова в школе №7 города Альметьевска, участника Великой Отечественной войны, который, кроме того, что математику нам преподавал, ещё очень много сил в нас вкладывал, формируя человеческие качества, которые мы проносим через всю жизнь. Невозможно даже представить, чтобы мы могли что-то плохое сказать о своём учителе или нагрубить ему. Никакие психологи, ограждения, автоматика, охранники, полицейские не спасут от таких явлений, как прошлогодняя трагедия в керченском колледже. Они происходят от того, что воспитательная функция, внимание к каждому ученику утрачены. Тут надо искать причину и в работе педагогов, и, конечно, в семье. Где корни того, что ребёнок озлоблен? Сможет ли такой молодой человек приспособиться к жизни в непростом обществе? Думаю, это касается и вузов, профессорско-преподавательского состава. Они тоже должны обращать на это очень серьёзное внимание. Их поведение, речь, культура, умение находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях – на всё это обращают внимание студенты. На органах власти и бюджете тоже лежит большая ответственность. Может ли учитель, который ничего, кроме школьного коридора, не видит, дать достаточно знаний, быть для ребят интересным? Ведь сегодня зачастую педагог вынужден работать на полторы-две ставки, чтобы получить нормальную зарплату. Прибавьте к этому общественную нагрузку, отчёты, общение с родителями… Образовательный процесс и условия труда должны быть такими, чтобы учитель имел возможность и желание дифференцированно подходить к обучению детей, заниматься самообразованием. Он должен стать примером успешного человека, символизировать собой лучшее, что есть в обществе. В этом вижу нашу задачу.

— Сегодня наши образование, культура, наука во многом держатся за счёт того поколения, которое росло ещё в советские годы. Как привлекать в эти сферы молодёжь? Особенно на село, где и зарплата ниже, и городских развлечений нет?

— Конечно, при выборе будущей профессии многие молодые люди думают – каковы будут зарплата и их успешность? Всё зависит от того, что предложат общество и власть молодому поколению при выборе специальности. Жизнь в городе и в сельской местности действительно очень отличается. Но главное, конечно, — это обеспечение молодых специалистов первичным жильём. Многие районы этим инструментарием пытаются пользоваться. Хотя, конечно, сто тысяч рублей подъёмных, которые сегодня молодому специалисту, приезжающему на село, предлагают, не решат задачу. Чтобы вернуть молодых специалистов в село, их нужно серьёзно заинтересовать. Важно планомерно поднимать заработную плату всем работникам бюджетной сферы. Что, кстати, государство и делает — за последние шесть лет их зарплата выросла в два с половиной раза. Но, возможно, нужно ещё инициировать принятие программы для работников культуры по аналогии с программами «Земский доктор» и «Земский учитель». «Земский режиссёр», например. Чтобы эта программа предполагала выплату каких-то подъёмных. В Татарстане огромные деньги вложены в строительство и реконструкцию сельских домов культуры, за пять лет построено 257 сельских клубов, на это потрачено больше двух с половиной миллиардов рублей. Но бывает так, что мы туда приезжаем, а на двери клуба замок. Нас это тревожит. Надо наполнить эти клубы жизнью, содержанием. А для этого необходимо переоценку отношения к работникам культуры в обществе провести. Как и к учителю, и к врачу. Думаю, мы придём к тому времени, когда переоценку ценностей в кадровой политике в этой части сделаем, и уважение к этим людям и их авторитет в обществе подрастут.

— Сегодня у нас все хотят вырастить детей, которые будут успешны практически во всём. Кружки раннего развития, репетиторы… Нужно обязательно поступать в лучшие вузы на престижные специальности… Как вам кажется, это правильно? Ведь такие дети потом вряд ли поедут работать в сельский клуб.

— Как отец двоих детей и как дедушка я верю, что счастливый ребёнок, ребёнок с гармоничным развитием – это и есть успех. Да, мечтают люди, чтобы их чадо достигло каких-то высоких целей, более благополучную и уверенную жизнь себе обеспечило. Но одинаково успешными все быть не могут. Как все не могут быть стобалльниками по ЕГЭ. На мой взгляд, надо обращать внимание на то, к чему есть тяга у этого ребёнка, к чему у него больше склонность. И это направление поддержать на раннем этапе, развивать его. Вот тогда он и станет уважаемым человеком, займёт достойное место в жизни.

rt-online.ru
© Газета Республика Татарстан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на наш Дзен-канал 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев