Елабужанка София Ахметзянова рассказала о своей судьбе
Более двух десятков лет ее фото украшало Доску Почета, которая установлена возле центрального здания НГДУ «Прикамнефть».
С того портрета на елабужан смотрела молодая красивая женщина. Ее добрые глаза и милая улыбка притягивали взгляды прохожих.
Впрочем, так было не только на фотографии. Так было и в жизни. Бесконечно любящая людей и свою работу, профессионал с большой буквы, искренняя и открытая, она каким-то магнетическим образом влюбляла и продолжает влюблять в себя окружающих. Дитя войны, пережившая лихолетия 40-х и голодное послевоенное время, она не растеряла своей внутренней силы, тепла и света до настоящих дней. С удовольствием общается, с волнением вспоминает, с азартом вникает в веяния современности. В рубрике «Легендарное поколение» — удивительная София Ахметзянова, которой в сентябре исполнится 90 лет.
Три праздника
«Я такая богатая», — с улыбкой говорит героиня публикации. И речь ведь совсем не о материальных благах. Все дело — в ее профессиональных праздниках. А их у нее сразу три! В биографии Софии Гараевны как-то очень органично переплелись, казалось бы, совершенно разные сферы деятельности: медицина, образование и нефтяная отрасль. Но это действительно так. На пенсию героиня публикации вышла будучи старшей медицинской сестрой ДОУ № 24, шефами которого являлись нефтяники. Поэтому София Ахметзянова ежегодно принимает поздравления по случаю сразу трех календарных дат: в июне, в августе, в сентябре. Впрочем, обо всем по порядку.
Дитя войны
Моя героиня пережила сталинское время и хрущевскую оттепель, брежневские годы застоя и горбачевскую перестройку. Гордится, что родилась в один год с первым космонавтом в мире Юрием Гагариным, с трепетом вспоминает своих родителей, с теплотой рассказывает про близких и коллег. Люди ее поколения, на самом деле, какие-то особенные. Пережившие страшные 40-е, они как никто другой, умеют ценить жизнь и радоваться любым успехам.
Соня Бураева (девичья фамилия героини материала, — Прим ЛД) родилась в многодетной семье. Их у родителей было четверо. Когда началась война, Сонечке еще не ходила в школу. Ей было всего 6 с половиной лет. Старший брат только-только закончил первый класс, а двум младшим было по 4 и 2 года соответственно. «Мы с моим братом как-то сразу вдруг повзрослели», — вспоминает София Гараевна.
‒ Брат стал в доме за хозяина, я — за хозяюшку. Мои младшие братик и сестренка даже стали называть меня «наша мама». Мы жили в райцентре, в Ютазах. У нас было свое хозяйство. В 7 лет я научилась доить корову. Отчетливо помню, как началась война. Но в первый момент я еще не осознала: насколько это страшно. Все потому, что с нами вместе жил папин брат, который недавно вернулся с Финской войны. И вот, 22 июня, когда я услышала, как женщины во дворе плачут со словами: «Война! Война!», я подумала:
— Что такого? Каждый раз идет какая-то война. Заканчивается же. И чего люди так плачут?«. Но после того, как буквально через месяц одного за другим забрали на фронт: сперва папу, потом дядю, а мама круглыми сутками, по несколько смен работала, до моего детского сознания стал доходить весь жуткий смысл слова «Война!». К тому же через нашу сквозную железнодорожную станцию Ютазы постоянно проходили поезда на Челябинское направление. Туда — эшелоны с мобилизованными бойцами, обратно — с ранеными бойцами или разгромленной техникой: танками, пушками. А еще в нашем доме жили эвакуированные из Брянска. Так что, о войне я знаю не с чьих-то слов, — делится своими воспоминаниями София Ахметзянова.
Помнит «дитя войны» и свои школьные годы: невероятно патриотические и воодушевленные.
‒ Мы регулярно слушали новости по радио. Слушали все. И дети, в том числе. А если услышим какую-то новую песню, то схватывали ее на лету и потом напевали. Например, я помню, очень популярной была песня: «Три танкиста, три веселых друга» (напевает, — Прим ЛД).
Я ведь сентябрьская, поэтому учиться пошла в 42-ом году. Чернил не было. Мы из сажи выскабливали черноту — вот ею и писали. Тетрадок не было. Я помню, у дяди взяла книгу с рассказами Чехова, на ней между строк и писала. В школе было дровяное отопление, стены закопченные. Школа барачного типа с узкими коридорами. Дрова плохо горели, постоянно копоть, угар, дым. Но учились. Весной все классы обязательно мыли стены и оттирали всю сажу. Зато в сентябре приходили в чистые классы, — вот такие воспоминания у героини публикации.
Папа и мама
Сильная и выносливая София Гараевна не только потому, что ее характер закалялся в трудностях, выпавших на долю «детей войны». Еще и потому, что перед глазами — родительский пример. Пример людей отчаянных и крепких духом. Мама Софии Гараевны, например, во время войны не знала отдыха. Можно сказать, работала круглосуточно, смена за сменой. Она и хлеб пекла, и сухари сушила, и овощные заготовки делала, а если понадобится, и вагоны грузила. В памяти малышки Сони осталось только то, что мама, бывало, забежит домой ночью к детям, поцелует их спящих, оставит хлеба и снова убегает на работу. Время такое, — говорит почтенная елабужанка. Пока мама совершала трудовые подвиги в тылу, отец Софии Гараевны — на фронте. Воевал все 4 года. Был четырежды тяжело ранен.
День Победы
‒ Уже в 6 утра мы все знали: Победа! По радио объявили. В школу в тот день не ходили. Все ютазинцы собрались на площади возле дома культуры. Около трибун было сто-о-олько людей! Пришли все, кто мог ходить. В тот день лил проливной дождь. Но несмотря на это, все собрались на митинг. Потом начался праздник! Я и сейчас очень люблю 9 Мая, — говорит София Гараевна.
Послевоенное время
Послевоенные годы София Гараевна вспоминает, как самое тяжелое время. Разруха и ужасный голод отпечатались в ее памяти навсегда. Девушка приняла смелое решение: после семилетки уехать из родного Ютазинского района и продолжить образование в Бугульме, в фельдшерско-акушерской школе.
‒ Папа был против, чтобы я уезжала. Ведь я училась очень хорошо. Но, учитывая, что обучение в 8-9-10 классах тогда было платное, а у меня еще был старший брат, я твердо решила: еду в Бугульму! Иначе родителям пришлось бы платить за нас двоих. А это очень сложно. Обучение в ФАШ тоже было платное: 140р, 160р, 180р за год учебы. Но здесь выдавали стипендию. Таким образом, наперекор отцу, я уехала. Из 6-ти ютазинцев я единственная поступила, — рассказывает София Гараевна.
Строгий родитель до последнего надеялся, что дочь вернется на родину и никак не хотел сменить гнев на милость. Особо поддерживать не спешил. Девушке украдкой помогала мама. А еще, благодаря своим отличным знаниям и доброжелательному отношению к людям, юную Софию взяла под свою опеку бездетная семья, у которых студентка жила на квартире. Чета настаивала, чтобы София ехала учиться дальше, в Казань, мол, «из тебя выйдет профессор, а мы поможем», но, получив образование фельдшера, девушка приехала врачевать в одну уруссинскую деревню. Как окажется впоследствии, решение станет судьбоносным.
Вылечила... будущего мужа
18-летний новоиспеченный специалист — Сонечка Бураева сразу понравилась деревенским жителям. Про нее говорили: «наш доктор не ходит, она летает». Энергичная девушка, будучи к тому же заведующей медпунктом, успевала всё: и роды принять, и медосмотр среди школьников провести, и больных принять.
На один из приемов к сельскому доктору попал и 25-летний Зиннур Ахметзянов, недавно демобилизовавшийся с военной службы. Наш квалифицированный специалист не только излечила все «болячки» военных лет, но еще и подтянула его с учебой. Да так, что молодой человек с 7-мью классами татарской школы и 8-милетним перерывом в образовании из-за двух войн: Великой Отечественной и Японской, смог поступить в столичный техникум лёгкой промышленности на энергетическое отделение. Во время учебы молодые люди переписывались, а по возвращению Зиннура Ахмадеевича в родные пенаты — поженились.
‒ Я его очень уважала. Но замуж не спешила. Да и отец как-то категорично сказал сватавшемуся ко мне Зиннуру: «Вот закончишь учебу, получишь образование, тогда и поговорим. А пока о женитьбе ни слова». Это было в 1952 году. А в апреле 1956 года мы поженились. Кстати, недавно, когда перебирала старые чемоданы, я наткнулась на мои письма, которые Зиннур бережно хранил все эти годы. Мы прожили с ним 53 года в любви и согласии. 15 лет, как его нет со мной. И представляете, я даже не знала о том, то все эти годы он хранил мои письма к нему. Это так трогательно, — делится София Гараевна.
Здравствуй, Елабуга
Семья Ахметзяновых с четырехлетним сыном переехала в Елабугу в 1961 году. София апа помнит и то, как переезжали на пароме в небольшой городок на Каме, как первое время жили у знакомых. Помнит, что до Елабуги не было асфальта, а рабочие жили в бараках. Но трудностей молодые супруги не боялись.
Тем более, что работа была, зарплата у мужа-энергетика достойная, а через пару месяцев и своя первая квартира по улице Разведчиков. София Гараевна начинала работать в системе здравоохранения Елабужской ЦРБ. Но после того, как в 1970 году, в Елабуге было запланировано открытие ДОУ № 17, мою героиню, работавшую на тот момент помощником врача-эпидемиолога в СЭС пригласили туда старшей медсестрой.
— 11 лет в тандеме с заведующей Тамарой Наумовец — как один день, — рассказывает София Ахметзянова.
А в 1982 году, благодаря нефтяникам, в Елабуге открылся новый детский сад № 24. По тем временам — современный: с бассейном, оснащенный «от и до».
И здесь София Гараевна была правой рукой заведующей Нины Петренко.
‒ Работалось мне легко. К слову, детсады НГДУ «Прикамнефть» всегда были на особом положении. Ведь шефы покупали все необходимое оборудование. И здесь я проработала 11 лет. В 1993 году вышла на пенсию«, — говорит София Гараевна.
Ветеран труда, пенсионер компании «Татнефть», общий стаж которой свыше 40 лет, раскрыла главный секрет своего оптимизма и позитивного настроя.
‒ Любить себя и всех окружающих. Радоваться каждое утро. Раз проснулся — значит жив-здоров, и это прекрасное чувство. Прошлое хранит многое, но не надо жить в нем. Я, например, с радостью постигаю все новое: тот же ноутбук или мобильный телефон. Это так увлекательно. Живу, как будто в душе мне всего 50, — делится жизнерадостная женщина, у которой, к слову, «богатое» не только жизненное наследие, но продолжение: двое детей, 4 внука и 8 правнуков. Спасибо Вам за достойный пример жизни, уважаемая София Гараевна.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев