Участники ралли «Пекин-Париж» 1907 года в Елабуге
В составе итальянского экипажа находился принц Сципион Боргезе.
В завершении очередной рабочей недели, мы продолжаем рассказывать вам об интересных исторических фактах нашего города в рамках совместного проекта «Новой Камы» и Елабужского государственного музея-заповедника «Елабуга в истории», который стал частью большого проекта Елабужского музея-заповедника «Музей городу», приуроченного к 35-летию ЕГМЗ. Сегодня наш рассказ посвящен первому в Елабуге автомобилю.
На фотографии начала ХХ века из фондов Елабужского государственного музея-заповедника на одной из улиц нашего города запечатлен автомобиль – участник ралли Пекин – Париж 1907 года. Автомобильный пробег по маршруту Пекин – Париж вдоль Сибирского тракта на Москву и Варшаву был организован парижской газетой «Le Matin». В маршрут данного автопробега входила и Елабуга. В пробеге участвовало 6 экипажей из Франции, Голландии и Италии. 24 июля лидер автопробега – экипаж из Италии прибыл в Елабугу. В составе итальянского экипажа находился принц Сципион Боргезе, путешествовавший со своей супругой Анной-Марией. 31 июля автомобильный пробег, длившийся чуть более двух месяцев, финишировал в Париже. Автомобиль принца Боргезе пришел первым.
Существует мнение, что появление участников этой «потрясающей гонки» в нашем городе вдохновило елабужских купцов Стахеевых на приобретение в 1911 году первого в Елабуге автомобиля марки «Руссо-Балт С24/30». Разработкой этой марки автомобиля занимался швейцарский конструктор, который долгое время работал в бельгийской компании, поэтому существует мнение, что за основу Руссо-Балт был взять бильгийский автомобиль Fondu. Конструкция автомобиля отвечала передовым тенденциям в автомобилестроении тех лет. Изначально он проектировался с расчетом на суровую российскую эксплуатацию, поэтому отличался неплохой проходимостью, кроме того обладал мощностью 30 л. с. и 5-ю -6-посадочными местами, мог развивать скорость до 75 км/час.
Эта «безумная» для того времени скорость привела к тому, что 16 октября 1912 г. Вятский губернатор И.М. Страховский утвердил принятое елабужской городской Управой «Обязательное постановление для жителей Елабуги о порядке езды на велосипедах, автомобилях и мотоциклах». Согласно этому документу скорость езды на автомобиле по улицам Елабуги не должна была превышать 10 верст в час (около 11 км/ч) с полным запретом ездить на авто в базарные дни по торговым площадям и улицам города.
Купцы Стахеевы не только были первыми в Елабуге, кто приобрел автомобиль, но и одни из первых в России совместно с елабужским предпринимателем Прокопием Батолиным начали вести торговлю автомобилями Форда. В 1919 году компания Форд подписывает четырехгодичный контракт с Прокопием Петровичем Батолиным, совладельцем торгово – промышленной компанией «Иван Стахеев и Ко», на поставку в Россию 400 машин. Именно Батолин стал первым русским генеральным дилером компании Форд. Компания «Иван Стахеев и Ко» приобрела с августа 1919 по июль 1920г. - 158 автомашин, а с августа по декабрь 1920 г. - еще 80 автомашин, но затем закупки прекратились, контракт возобновлен не был.
Ольга Шалонникова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев