86 лет стойкости: история жизни Юлии Зубковой, пережившей войну
Война не щадит никого. Даже тех, кто не держал в руках оружия. Даже тех, кто встретил ее совсем ребенком. Юлия Зубкова из села Большой Шурняк была одной из тех, чье детство украла война.

Когда началась Великая Отечественная война, Юле Зубковой было всего два года. Она не помнит первых взрывов или тревожных голосов взрослых, но ее детство навсегда осталось отмечено тяжелыми годами лишений, голода и труда. Ее детские воспоминания − не игры и смех, а бесконечный голод, холод и тяжелый труд. Отец, не попавший на фронт из-за плохого зрения, ковал Победу в тылу − работал на оружейном заводе в Ижевске. А мать осталась одна с детьми, выбиваясь из сил, чтобы прокормить своих детей.
− Маме в колхозе за работу давали кусочек хлеба, − со слезами вспоминает Юлия Зубкова. − Она приносила его нам, детям. Настругает дикушки, сварит суп, молоком забелит... А сама сидела в стороне. Только теперь понимаю − мама ложилась спать голодная.
Девочка рано повзрослела. «Мама нас закроет в избе и уйдет на работу. Балдырган (молодая поросль травы) шла на «болтушку» − так мы называли похлебку из луговых трав. Топили печь соломой, которую мама успевала натаскать. Зимы были настолько холодными, что приходилось заводить корову в избу, чтоб она не замерзла».
После войны жизнь не стала легче. Разруха, голод, восстановление страны − все это легло на плечи ее поколения. Но хрупкая, маленькая ростом девочка не сломалась. Она продолжала трудиться в колхозе, помогая поднимать сельское хозяйство. Ее руки знали цену каждому колоску, каждому кусочку хлеба.
После 7 класса устроилась работать в колхоз, утром запрягала лошадь, возила с поля картошку, попутно присматривая за младшим братом Колей и сестренкой Валей. Зимой пошла учетчиком на ферму, позже стала учетчицей в магазине − скрупулезно вела учет каждого грамма продуктов, понимая цену хлеба не понаслышке. Помимо этого, Юлия была секретарем первой организации. Параллельно она посещала конференции, слеты в Елабуге.
«Бывало, что в Елабугу приходилось идти пешком − рассказывает она. − Если давали лошадь − это был настоящий праздник!». Но и работу на ферме не смотря на все тяжбы не оставила: «Труд на ферме тогда был совсем другим, − вспоминает Юлия Зубкова. − Нужно было вручную чистить стойла, ухаживать за каждой коровой, подоить, принести корм. Никакой механизации − все делали своими руками».
В 16 лет освоила трактор. В это время познакомилась и со своим будущим мужем – Василием. Чуть повзрослев, работала на дорожных работах, зимой − кочегаром, не много не мало, а 10 лет. Со своим супругом они вырастили двух дочерей – Надежду и Татьяну, которые посвятили себя заботе о детях: много лет они работали в детском саду медсестрами. Они, как и их мама, всегда помогали другим, продолжая ее дело доброты и милосердия.

До пенсии Юлия Зубкова проработала в ателье. Сейчас ей идет 87-й год. Она неспешно живет в селе Большой Шурняк, понемногу копается в огороде и каждые выходные встречает гостей – детей, внуков и правнуков. Прожившая столько лет в трудах и лишениях, она сохранила удивительную душевную теплоту и мудрость. Ее жизнь − настоящий урок стойкости. «Мы не просто выжили − мы сохранили в себе человечность», − говорит она.
Ее жизнь − не просто история одной женщины. Это история целого поколения, которое, несмотря на все тяготы, осталось сильным, добрым и милосердным. Это напоминание нам, потомкам: мир, в котором мы живем, оплачен дорогой ценой. И пока живы такие люди, как Юлия Зубкова, память о подвиге нашего народа будет жить.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев